ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

О 3-м выпуске историко-этнографического альманаха "На родной земле"

Об итоговой конференции трудового коллектива в декабре 2016 года...

О литературных чтениях в 2016 году...

О сборнике стихов для детей Роберта Рождественского "Мне хорошо! Я - живу..."

О деятельности студии народно-прикладного творчества "Лукерья"

Юбилейные литературные чтения "Роберт Рождественский:горизонты творчества"

Новые отзывы от партнеров и друзей...

День Победы...

О IV ежегодных краеведческих литературных чтениях "Роберт Рождественский:горизонты творчества"

О нашем сайте...

О краеведческой акции "Память"...

О сайте и нашей деятельности...

О презентации сборника Галины Дубинкиной "Мой край родной"...

О презентации литературно-художественной панорамы родной земли по произведениям Анатолия Баркова "Ты со мною, родной Шербакуль"...

О проекте национальной творческой мастерской "У Лукерьи в гостях"...

О выставке - дизайне русской праздничной одежды "В славянском стиле"...

О библиотеке...

О презентации краеведческого историко-этнического альманаха "Живем в согласии на родной земле"...

О сайте...

Вторые ежегодные районные краеведческие литературные чтения "Роберт Рождественский:горизонты творчества"...

Весточка от семьи Рождественских...

Библионочь-2012...

О Роберте Рождественском в городе Омске...

Коллекция русской одежды...

 

Издательская серия публикаций рисунков "Славянский мир"

Второй выпуск издательской серии публикаций рисунков "Чтобы мир добрее стал"  "Славянский мир"

ОбложкаДля многих из нас рисунки детей нашего района и описания к ним откроют удивительный, почти неизведанный, воистину чудесный мир тех верований, которым всецело предавались наши предки—славяне. Славяне… Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря до Адриатики и от Эльбы до Волги—просторы, овеянные ветрами тысячелетий. История славян причудлива и полна загадок. Так случилось, что лишь негромкие отголоски донеслись до нас из далей языческих, когда жил, цвел, владычествовал причудливый мир славянской мифологии.  Понятие «мифология» здесь понимается достаточно широко: не только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была связана жизнь нашего предка-славянина—заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и прочем. Мир славянских языческих богов был величавым—и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытием. Именно поэтому никак, даже под угрозой самых суровых запретов и расправ, не могла душа народная, пусть и обратившись к православию, - не могла она, бесхитростная, отрешиться от древних поэтических верований. Кто знает, может быть, эти духи и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своем вышнем, заоблочном, божественном мире, если мы их не позабудем?..

Баба-яга, Фень Ангелина с. ЕкатеринославкаБАБА ЯГА
Злая, старая и мощная колдунья или волшебница; вид  у нее страшный.. Дом ее—избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Ее почитали как привратницу между миром живых и мертвых, избушка—врата в мертвое царство. Древние  наши богатыри  всегда находили ее лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания вещей, укрепленный в стене). Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но все же, как от всякой непонятной силы, от нее исходит много мудрости. Служат  ей  лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи—все существа, в  которых уживается и угроза, и мудрость.

 

 

Баенник, Фень Ангелина с. ЕкатеринославкаБАЕННИК
Живет этот дух в крестьянской бане за каменкой или под полком, на котором парятся. Хотя он невидим, его движение в куче неопаренных веников можно услышать ночью. Всему честному народу известен
баенник, или банник, за духа недоброго, а порою и злого. Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него
охоту  вредить, приносят в дар черную курицу. Выстроив новую баню, такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и закапывают под порогом. Полезно также оставлять в кадушках  и хоть
маленький кусочек мыла, в углу—веник: баенники любят внимание и
заботу.

Ведьмак, Фень Ангелина с. ЕкатеринославкаВЕДЬМАК
Существует он для надзора за ведьмами. Это доброе существо, не только плохого не творящее, но даже старающееся быть полезным: он ведьмам мешает делать зло, запрещает ходить мертвецам, разгоняет тучи, а когда надо, ниспосылает дождь, - в общем, помогает людишкам по мере сил. Он и по смерти не теряет своей силы.

 

 

 

 

Воструха, Фень Ангелина с. Екатеринославка

ВОСТРУХА
Дух, обитающий в жилище, древнейший предшественник домового. Живет он за печкою и караулит
воров. Вострухина острого слуха ничто не утаится, там, где он живет, ничего приключиться не может, ничто не пропадет в доме. Даже красоту и непорочность юных дев, как честь  и достояние дома, бережет Воструха!

 

 

 

 

Времена года, Желонкина Александра р.п. ШербакульВРЕМЕНА ГОДА
Времена года представлялись нашим предкам не отвлеченными понятиями, но живыми воплощениями стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с небесных высот на землю и устраивают на ней свое владычество. По указанию старинных пасхалий (календарей), Осень подобна жене уже старее и богатее и многочадне; иногда печальна от скудости плод земных и глада человеком, а иногда весела сущее, рекше ведрена и обильна плодом всем, и тиха и безмятежна. Поэтические олицетворения времен года шли из глубокой древности и принадлежали славянам наравне со всеми
другими родственными племенами.
Царица-вода, Желонкина Александра р.п. ШербакульЦАРИЦА—ВОДА
Зовут ее в народе не иначе как «матушка», «царица». Еще на заре человеческой истории люди отчетливо сознавали великое значение водной стихии. Языческие народы неизменно обоготворяли эту стихию как неиссякаемый источник жизни, как вечно живой родник, при помощи которого оплодотворялась другая великая стихия—земля. Позднее, с распространением христианства, вера в божественное происхождение воды хотя и умерла, но на обломках ее выросло убеждение в святости и чудодейственной силе этой стихии. Одно из наследств седой старины—древняя, присущая не одному православному люду, слепая вера в родники и почтение к ним не как к источникам больших рек-кормилиц, а именно как к хранителям и раздавателям таинственных целебных сил. В доисторические времена вместо храмов посвящали богам ручьи и колодцы. Наш народ в прежнее время очень чтил дождевую и речную воду.
Гамаюн, Андрушенко Анастасия с. ЕкатеринославкаГАМАЮН
Вещая птица, посланник богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и провещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Одно из ее пророчеств: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не вернешься». Когда летит Гамаюн, с восхода солнечного приходит смертоносная буря. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей.

 

 

 

 

Дворовой, Фень Ангелина с. ЕкатеринославкаДВОРОВОЙ
Почти то же, что домовой, только живет сей дух не дома, а во дворе, и отдает он все свое внимание не людям, а скотине. Нрав его порою бывает злобен: дружит он только с собакой и козлом, а тех животных, которых невзлюбил, мучает беспощадно. Мужику, который сумеет угодить дворовому, удача за удачею. 21 ноября следует вынести чашку с пивным суслом и поставить ее на крышу над двором.

 

 

 

 

Кикимора, Фень Ангелина с. ЕкатеринославкаКИКИМОРА
Пращуры наши почитали ее злым божеством ночных кошмаров, а позднее—недобрым духом крестьянской избы. Родится она у красной девицы от Змея Огненного, а потому проклята еще до своего рождения. Ничто кикиморе не по сердцу: и печь не на месте, и стол не в том углу, и скамья не по той стене. Можно все в избе перемыть настойкой горького корня папоротника: кикимора его очень любит и за угождение может всех оставить в покое.

 

 

 

 

Колдун, Борисова Алена с. ЕкатеринославкаКОЛДУН
Колдуны (чародеи, ворожбиты) бывают природные и добровольные. Колдуны большей частью—люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями. В большинстве случаев они люди безродные и всегда холостые. Против всех козней колдунов придумано множество средств: лук, чеснок, янтарь, ладан, монета в чулках, льняное семя в обуви.

 

 

 

 

Кострома, Желонкина Александра р.п. ШербакульКОСТРОМА
Славяне почитали Кострому как воплощение весны и плодородия. В древних обрядах проводов Костромы (проводах весны) ее изображала молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает соломенное чучело женщины. Чучело сжигают или топят с обрядовым оплакиванием и смехом. Этот ритуал должен был обеспечить вечное плодородие земли.

 

 

 

 

Кошка, Желонкина Александра р.п. ШербакульКОШКА
Зверь, очень любимый народом. С нею связано много примет и пословиц: «Кто кошек любит—будет жену любить!», «Без кошки не изба».Существует старинное поверье, что кошка так живуча, что только девятая смерть и может ее уморить до смерти. Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного.

 

Купало, Мяснакова Дарья р.п. ШербакульКУПАЛО
Божество, истукан которого стоял в Киеве. Это веселый и прекрасный бог, одетый в легкую одежду и держащий в руках цветы и полевые плоды, на голове имеющий венок из цветов купальниц, - бог лета, полевых плодов и летних цветов. Купало причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы, то есть 24 июня, приносили ему жертвы. Тогда на полях возжигали большие костры; а юноши и девицы, цветами увенчанные и перепоясанные, плясали около огня при радостном пении.

 

 

 

Лесные духи, Нидерквель Елизавета р.п. ШербакульЛЕСНЫЕ     ДУХИ
Лес издревле воспринимался как живое существо, вмещающее в себя множество загадочных обитателей, как предрасположенных к человеку, так и злокозненных. В Лесе Праведном, где упокоены души предков, иногда показываются «лесные старики», «лесные старцы» - седовласые, величавые, в белоснежных одеяниях.Среди лесных божеств главенствует добрый Дед Лесовик.  Дом лесавок, деда и бабы лешего—прошлогодняя листва.

 

Летавица, Желонкина Александра р.п. ШербакульЛЕТАВИЦА
На западной Украине существует поверье, что
летавицы—это духи, которые слетают на землю падучей звездою и принимают на себя человеческий образ—мужской или женский, но всегда новый, прекрасный, с длинными желтыми волосами.

 

Матохи, Фень Ангелина с. ЕкатеринославкаМАТОХИ
Духи, производящие всякого рода беспокойства, беспорядки в домашней жизни, в семейных делах, всевозможные мелкие неприятности. Матохи любят покуражиться: например, толкнуть хозяйку под руку, когда снимает с плиты горячие щи, или подзудить ребятишек стащить с противня пирожок и обжечь пальцы… До сих пор, говоря слова «суматохи», «помехи» и «промахи», мы невольно вспоминаем этих духов—мелких домашних пакостников.

 

Полевик, Фень Ангелина с. ЕкатеринославкаПОЛЕВИК
Дух, охраняющий хлебные поля. Любимое время его—полдень, когда и можно увидать этого маленького старичка с телом черным, как земля, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы. Живет Полевик (Житный дед, Жыцень, Гречуха) в поле только весной и летом, во время всхода, роста и созревания хлебов. Полевика не назовешь добряком, любит он шутить с человеком шутки нехорошие: то с тропы собьет, то заведет в болото...

 

 

 

Род, Змиевская Влада с. ЕкатеринославкаРОД
Первейший славянский бог, творец, «родитель» Вселенной, всего видимого и невидимого мира. Это «отец и мать» всех богов, воплощение нерушимости славянского племени, все многочисленные потомки которого некогда произошли от одного общего предка. Когда рождается человек, его будущая судьба записывается в книгу Рода, и «чего на роду написано»,
никому не миновать!

Русалки, Желонкина Александра р.п. ШербакульРУСАЛКИ
Фантастические жилицы всех вод и источников Земли—омутницы, водяницы, шутовки, болотницы, берегини, мавки. Бледнолицые и прекрасные, с долгими зелеными волосами, они поют восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Летом, начиная с Троицына дня, русалки оставляют речные и озерные омуты и выходят на землю.  Для жительства русалки выбирают себе плакучие березы. Русалки аукаются между собой, пляшут, водят веселые хороводы.

 

 

 

Сотворение мира, Иванова Ирина с. ЕкатеринославкаСОТВОРЕНИЕ          МИРА
В начале времен явилось в непроглядной тьме Солнце—его достала из-за пазухи безымянная богиня. Месяц—супруг солнца. Впервые они встретились в середине апреля, оглашаемые торжественными весенними громами. С той поры они ниспосылают на землю потоки дождей—семя брачного союза. Земля сотворена богом. Земля—живое существо. Ее волосы—деревья, трава; кости—скалы и камни, вены—реки, кровь—вода, жилы—древесные корни. Верховные владыки всей земли—Земляной царь и Земляная царица, им подчинены цари и царицы Лесные, Полевые, Дорожные и прочие.

 

 

 

^Наверх